Odgers Berndtson

Скорая помощь: как поддержать растерянных сотрудников

Бесконечный поток негативных новостей вызывает беспокойство, страх и усиливает чувство растерянности. В таких кризисных ситуациях компаниям, как никогда, нужны сильные лидеры. Они концентрируются на бизнес-процессах и задают новый вектор развития в быстро меняющихся условиях. Но главное — они заботятся о подчиненных, снижая уровень их тревоги: за пределами офиса «непогода», но лидеры делают все, чтобы сохранить стабильность и не допустить сбоев.

Перечислим шаги, которые помогут руководителю установить психологическое равновесие в коллективе и поддержать сотрудников в ситуации неопределенности.

• Научиться управлять своими эмоциями. Старайтесь избегать чрезмерно острой реакции на негатив, вдумчиво анализируйте неудачи, сдержанно реагируйте на все происходящее. Справляться со стрессом поможет концентрация внимания на конкретных задачах.

• Вводить сотрудников в курс дел. Людям необходимо как можно раньше узнавать о фактическом положении компании: без этого они будут придумывать то, чего нет, чтобы заполнить информационный вакуум. Подчеркните, что вы понимаете: ситуация меняется очень быстро и ваши действия сейчас напрямую зависят от развития событий и могут быть разными.

В напряженный период возрастает роль хорошо выстроенной системы внутренних коммуникаций: полезно проводить общие встречи, информировать персонал о том, как чувствует себя компания и какие меры принимаются для сохранения ее устойчивости. Если времени на частые встречи нет, попробуйте организовать неформальное собрание команды каждое утро, чтобы делиться новостями.

При этом важно найти грань между тем, что можно сообщать всем сотрудникам в процессе управления кризисом, тем, что лучше сказать только топ-менеджерам, и тем, что целесообразнее пока не говорить никому. Если люди задают вопросы, отвечать на которые вы не готовы, не отмалчивайтесь, скажите честно: «Ответа на этот вопрос у меня пока нет, но обещаю поделиться с вами информацией, как только будет принято решение».

• Поддерживать информационную гигиену. Надо признать: не все до конца понимают, что происходит и как будет развиваться ситуация, но нельзя допустить, чтобы люди с разными точками зрения перестали взаимодействовать друг с другом. Договоритесь не обсуждать острые темы и постарайтесь регулярно объяснять подчиненным, что текущую политическую повестку определяем не мы и происходящее не должно влиять на наши взаимоотношения. Если каким-то сотрудникам необходимо говорить на актуальные темы, можно организовать для них такие обсуждения, но с фокусом на вероятных последствиях для бизнеса, а не на том, кто прав или виноват. Мы не должны запрещать людям обсуждать важные для них вопросы, но при этом нельзя допускать, чтобы подобные дебаты провоцировали конфликты в офисе в и без того трудное время. Задача лидеров ― с одной стороны, держать сотрудников в курсе того, что происходит в компании, а с другой ― не давать им увлекаться дискуссиями на противоречивые темы.

• Объединять психологически устойчивых сотрудников работой над общими проектами. Применительно к сложившейся ситуации, можно разделить людей на два типа: те, кто верит в лучшее и легко мобилизуется, и те, кто склонен поддаваться панике. Люди похожего типа часто «заряжаются» друг от друга.

Если в компании есть паникеры, стоит ограничить их влияние на коллектив и, конечно, оказать им поддержку: это могут быть либо консультации с HR-специалистами, либо терапевтическая помощь за счет компании. Персоналу необходимо предложить способы выплеснуть накопившийся негатив, не создав при этом угрозы для эмоционального состояния команды.