Odgers Berndtson

Что происходит с командами, зарплатой и мотивацией в фармкомпаниях

Как западные фармацевтические компании, работающие в России, переживают текущий момент, как реагируют команды на ситуацию, чего ожидают, что с зарплатами — все эти вопросы нашли отражение в исследовании Odgers Berndtson Russia о HR-практиках фармотрасли.

Геополитическая ситуация продолжает влиять на уход западных компаний с российского рынка. На текущий момент более сотни компаний, по данным СМИ, приостановили или прекратили работу в России, заморозили инвестиции или закрыли доступ к своим продуктам.
Среди западных компаний, работающих на российском фармацевтическом рынке, только пять остановили инвестиции (Bayer, Eli Lilly and Co., Merck, Novartis, Pfizer), а прекратила поставки своей продукции только одна — AbbVie. Большинство же по-прежнему работают в России. Среди них 40% продолжают работать без каких-либо ограничений, в 47% ограничения коснулись только инвестиций в маркетинг и развитие. Лишь в 13% компаний руководители отметили, что столкнулись с ограничениями поставок.

Поиск персонала

На август 2022 года, по данным исследования, в зарубежных фармацевтических компаниях работают около 20 000 россиян. При этом 33% компаний отметили, что в их кадровой политике не произошло никаких изменений. В 67% компаний обошлось без увольнений и сокращений зарплаты, однако наем новых сотрудников заморожен. Замораживание найма коснулось в большей степени персонала младшего и среднего уровня, чем топ-менеджмента. Только 7% фармкомпаний столкнулись с сокращениями и потерей части заработной платы.

Бонусы и LTI

Абсолютное большинство, 90% компаний, несмотря на ситуацию, не планируют сокращать или отменять бонусы, а также LTI (long-term incentive) — долгосрочную систему вознаграждения.

В фармацевтике, как и во многих других индустриях, не существует единого подхода к LTI: система может меняться от компании к компании. Тем не менее, как правило, LTI — это акции головной компании, которые торгуются на бирже. Средний период вестинга акций составляет три года, при этом пакет акций может быть привязан к грейду сотрудника, быть отчислением какого-либо процента от годовой зарплаты или определяться по какому-то иному сценарию.

На текущий момент акции западных фармацевтических компаний не пострадали от кризиса, поэтому и изменений в выплатах LTI нет. Кроме того, штаб-квартиры озабочены тем, чтобы все выплаты происходили вовремя и были корректны.

Команды в стрессе, но продолжают работу

Большая часть топ-менеджеров (93%) отметили, что их команды находятся в стрессе. При этом 40% замечают, что команды даже более продуктивны чем раньше: им удалось мобилизоваться, несмотря на высокую степень неопределенности.

Чтобы снизить тревогу в коллективе, руководители выстраивают регулярную внутреннюю коммуникацию:
  • организуют митапы, встречи и готовят дайджесты (87% опрошенных компаний),
  • привлекают коучей и психотерапевтов (67%),
  • ограничивают разговоры о политике (67%).

В 20% компаний руководители отметили, что в качестве мотивации выплатили своим сотрудникам 13-ю зарплату, а еще в 20% организаций — провели корпоратив или тимбилдинг. Наименее популярными инструментами стали корпоративные программы по well-being и личные встречи, а также изменение фокуса с достижений на процесс.

Интерес к российским компаниям растет

93% руководителей фармкомпаний говорят, что не отмечают оттока персонала. Однако исследование показывает, что на фоне ухода западных компаний у топ-менеджеров растет интерес к российским игрокам фарминдустрии. Сегодня они готовы обсуждать позиции в российских компаниях, чего не было ранее.

При этом кандидаты, которые строили свою карьеру в западных компаниях, будучи приверженцами международной культуры ведения бизнеса, рассматривают переход в российский бизнес скорее как крайнюю меру, вызванную ситуацией на рынке труда. Поэтому их так же, как и раньше, нужно мотивировать на переход в российский бизнес.

Развитие бизнеса и сохранение команды

Текущий кризис сильно отличается от ситуаций, с которыми бизнес сталкивался ранее. Во многом из-за того, что в нем замешано много эмоций и личных переживаний и руководителей, и сотрудников компаний, и это порождает отнюдь не оптимистичные взгляды на будущее. В такое время как никогда растет роль руководителя как лидера.
Сегодня многие из топ-менеджеров верят в необходимость присутствия на российском рынке и даже в нынешней ситуации планируют использовать все его возможности, а также активно отстаивают интересы российского офиса перед штаб-квартирой. Эти управленцы транслируют свою активную позицию, защищают интересы команды и мотивируют сотрудников на работу в непростых условиях в BANI-мире (Brittle — хрупкий, Anxious-тревожный, Nonlinear — нелинейный, Incomprehensible — непостижимый. — РБК Pro). В таких компаниях команда, безусловно, чувствует себя увереннее и собраннее, а лояльность сотрудников при этом растет.

В тех же компаниях, где иностранные руководители вынуждены были уехать, команда находится в тревожном состоянии, а также есть большие риски снижения лояльности к компании.

Прогнозы

Основные проблемы, которые решают западные производители, — как обеспечить производство в России с учетом сложных логистических цепочек и поиска новых поставщиков субстанций, т.к. в силу санкций многие поставки в РФ прекращены.
С точки зрения поставщиков новых субстанций компании активно рассматривают разные страны, в том числе Индию, Китай и другие страны для обеспечения производства препаратов в России, т.к. в условиях санкций только сохранение локального производства позволит обеспечить российских потребителей товарами.

В связи с этим мы наблюдаем много запросов на поиск управленцев в области логистики, которые могут обеспечить новый подход и креативные решения для цепочек поставок во всех индустриях, включая фармацевтику, и спрос на таких топ-менеджеров будет только расти, а также на тех управленцев, которые умеют выстраивать отношения с бизнесами в других странах.